Логопедический центр

Выбираем игрушки для малышей

Выбирая подарок ребенку, необходимо учитывать не только его интересы, предпочтения и темперамент, но и возраст, и уровень психофизического развития.

Для детей первого года жизни игрушки должны быть небольшими по размеру, легкими, удобными для захвата, безопасными, не содержать мелких деталей. Для стимуляции интереса и для развития зрительного и тактильного восприятия ребенка подбирайте игрушки различных, привлекательных для малыша цветов, разнообразной текстуры и формы (из разных материалов/тканей и отличающиеся на ощупь: твердые и мягкие, гладкие и шершавые, ровные и с выступающими деталями). Важно, чтобы цвет игрушки соответствовал цвету реального предмета.

Очень интересны малышам игрушки, меняющие положение в пространстве и относительно своей оси (музыкальные карусельки и модули, поворотные растяжки, подвески на кроватку и коляску). Такие игрушки учат малыша фиксировать взгляд на предмете и следить за его передвижением, развивают зрительно-моторную координацию.

Важно наличие у малышей игрушек, издающих различные звуки при захвате, сжимании, нажатии и потряхивании (погремушки, резиновые игрушки-пищалки, музыкальные модули и игрушки). Они учат ребенка отыскивать звучащий предмет, локализовывать звук в пространстве, развивают слуховое восприятие и первые звуковые дифференцировки (какой именно предмет «звучит»), а также способствуют формированию первых причинно-следственных связей (сжимание /потряхивание – звук/музыка). Звук в музыкальных игрушках должен быть негромким, приятным и мелодичным, но не резким и не оглушающим.

Все игрушки, контактирующие со ртом ребенка (прорезыватели, погремушки, мягкие книжки, игрушки и кубики для купания и т.д.), должны быть изготовлены из натуральных материалов, не иметь наклеек и поверхностных рисунков.

Детям второго года жизни (с года до двух) интересно толкать впереди или везти за собой игрушки (каталки, машинки, тележки, кукольные коляски). Такие игрушки развивают общую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, способствуют закреплению навыков уверенной ходьбы у малышей после года.

С интересом отнесутся дети к массажным коврикам и дорожкам, тоннелям, машинам-каталкам, игрушкам-прыгунам и фитболу, кеглям, играм с ведерком, лопаткой и формочками в песочнице.

Для развития мелкой моторики и пространственного мышления полезны кубики, волчки, мячи разного размера, гладкие и с шипами, пирамидки, матрёшки, пальчиковые и перчаточные игрушки. Последние обогащают эмоциональное и социальное развитие детей.

Для развития мыслительных операций подойдут простые игрушки-сортировщики (логический куб) и доски с вкладышами, мягкие коврики-конструктор с крупными деталями.

В этом возрасте дети любят играть с мягкой игрушкой или куклой (кормить, одевать, укладывать спать), чаще с помощью взрослых, мальчики активно играют с машинками. В играх дети отражают свои знания об окружающем мире и предметах, полученные из опыта.

Необходимо поддерживать интерес детей к музыкальным игрушкам: простым инструментам (барабан, бубен, колокольчик, ксилофон и т.д.), музыкальной шкатулке, игрушечному телефону с кнопками. В игре с такими предметами малыши учатся различать, узнавать и воспроизводить разные ритмические рисунки, отличающиеся по громкости, длительности и частоте (интенсивности).

Детям полутора-двух лет начинает нравиться творчество, поэтому их важно обеспечить безопасными материалами для рисования, лепки и т.д. (бумагой, картоном, мелками, пальчиковыми красками, карандашами, тестом для лепки). Подойдет для рисования магнитная доска-планшет с печатями, мольберт.

Детям 2 — 3,5лет интересны разнообразные игры с кинетическим песком, водой и крупами, шнуровки (бусы и т.п.). Такие игрушки развивают тактильное восприятие, обогащают сенсорный опыт ребенка, развивают мелкую моторику и координацию. Конструкторы, пазлы, игрушки-сортировщики по двум и более признакам, наборы для творчества развивают мышление, воображение и моторику.

Игры с куклами и аксессуарами для них (домик, мебель, посуда), железной дорогой, паркингом, домиком-палаткой, велосипедом, игрушками, имитирующими предметы быта (пылесос, утюг, наборы продуктов питания и т.д.) приближают детей к миру взрослых, учат сотрудничеству и способствуют развитию самостоятельности.

Ближе к трем годам ребенок готов включаться в сюжетно-ролевые игры, для которых пригодятся разные игровые наборы (повара, парикмахера, доктора), фигурки, изображающие людей и животных. В этих играх активно пополняется словарный запас и развивается воображение и связная речь. В этом возрасте дети учатся играть по правилам, становятся интересны и полезны разнообразные настольные игры (лото, домино), стимулирующие развитие внимания, мыслительных операций сравнения и эмоционально-волевой сферы.

Детям любого возраста нравится чтение, поэтому их важно обеспечить книгами, подходящими по возрасту. Для малышей до года подойдут мягкие книжки для купания с изображением отдельных предметов и книжки-картонки, для детей до 2 лет книги-картонки и легкие книги удобного для детских рук формата в твёрдом переплёте со стихами и сказками, книги со звуковым модулем, мягкие рукодельные развивающие книги с сюрпризами (шуршащие или пищащие странички), для детей старше двух – книги со звуковым модулем, книги картонки с пазлами, книги-панорамки, книги-половинки и художественные книги с яркими и красочными иллюстрациями.

Не стоит покупать слишком много игрушек. Отдавайте предпочтение качеству, а не количеству. Привыкнув с детства ценить свои вещи, в будущем ребенок станет более ответственным и будет бережно относиться и к другим ресурсам.

Учитель-логопед первой категории Гайдук Татьяна Николаевна


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ