Логопедический центр

Ранняя профилактика речевых нарушений

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Нарушения речи встречаются у детей разного возраста и проявляются по-разному: от трудностей произношения отдельных звуков в связной речи до отсутствия фразовой речи как таковой или наличия единичных лепетных слов и звукоподражаний в активном словарном запасе.

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше – в дошкольном возрасте. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка и чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития и последующего школьного обучения.

Динамика речевого развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекционном процессе. Родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать инициативность детских высказываний и мотивацию речевого общения, тесно сотрудничать со специалистами (логопедом, психологом, неврологом) для достижения более быстрого и устойчивого результата и т.д.

Для того, чтобы уже в раннем возрасте определить, есть ли проблемы в речевом развитии вашего малыша и требуется ли ему помощь, обратите внимание на признаки, описанные ниже.

 

Признаки благополучного развития речи у ребенка

— Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

— У малыша нет никаких неврологических заболеваний.

— Доречевой период (до 8 мес) характеризовался активным гулением и лепетом.

— Первые лепетные слова и звукоподражания появились к году.

— Ребенок активнее общается с хорошо знакомыми ему взрослыми.

— Малыш к 1г.9мес. -2 годам пользуется двухсловными предложениями (тут баба, дай пи(ть)) и интересуется названиями новых предметов (1г.9. мес-2г.6мес).

— Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

— Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

— Малыш проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

— Ребенок развивается с задержкой общего или моторного развития, состоит на учете у невролога и других узких специалистов.

— Малыш перенес тяжелые заболевания, в том числе неврологические заболевания.

— В доречевой период не отмечалось активное использование гуления и лепета и их разнообразие.

— Первые слова появились позже 1г.2мес.

— Ребенок неохотно и редко повторяет за взрослым то, что он слышит.

— На просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз» проявляет речевой негативизм (молчит или уходит, как будто просьбы не слышал).

— Малыш предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью и не выражает просьбу словесно («самостоятельный» ребенок).

— Ребенок одинаково активно/малоактивно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

— Малышу не важно, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

— Играет преимущественно молча, не комментируя происходящее.

— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

 

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему малышу необходима помощь.

Работа с детьми раннего возраста по формированию речи условно может быть разделена на этапы:

  • развитие мотивации (потребности, стремления, побуждения к говорению и речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить речь;
  • расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

 

В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:

— развития понимания обращенной речи;

— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;

— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;

— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;

— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;

— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;

— совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Учитель-логопед первой категории Гайдук Татьяна Николаевна


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ