Ранняя профилактика речевых нарушений
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Нарушения речи встречаются у детей разного возраста и проявляются по-разному: от трудностей произношения отдельных звуков в связной речи до отсутствия фразовой речи как таковой или наличия единичных лепетных слов и звукоподражаний в активном словарном запасе.
Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше – в дошкольном возрасте. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка и чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития и последующего школьного обучения.
Динамика речевого развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекционном процессе. Родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать инициативность детских высказываний и мотивацию речевого общения, тесно сотрудничать со специалистами (логопедом, психологом, неврологом) для достижения более быстрого и устойчивого результата и т.д.
Для того, чтобы уже в раннем возрасте определить, есть ли проблемы в речевом развитии вашего малыша и требуется ли ему помощь, обратите внимание на признаки, описанные ниже.
Признаки благополучного развития речи у ребенка
— Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
— У малыша нет никаких неврологических заболеваний.
— Доречевой период (до 8 мес) характеризовался активным гулением и лепетом.
— Первые лепетные слова и звукоподражания появились к году.
— Ребенок активнее общается с хорошо знакомыми ему взрослыми.
— Малыш к 1г.9мес. -2 годам пользуется двухсловными предложениями (тут баба, дай пи(ть)) и интересуется названиями новых предметов (1г.9. мес-2г.6мес).
— Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
— Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
— Малыш проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
— Ребенок развивается с задержкой общего или моторного развития, состоит на учете у невролога и других узких специалистов.
— Малыш перенес тяжелые заболевания, в том числе неврологические заболевания.
— В доречевой период не отмечалось активное использование гуления и лепета и их разнообразие.
— Первые слова появились позже 1г.2мес.
— Ребенок неохотно и редко повторяет за взрослым то, что он слышит.
— На просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз» проявляет речевой негативизм (молчит или уходит, как будто просьбы не слышал).
— Малыш предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью и не выражает просьбу словесно («самостоятельный» ребенок).
— Ребенок одинаково активно/малоактивно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
— Малышу не важно, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
— Играет преимущественно молча, не комментируя происходящее.
— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему малышу необходима помощь.
Работа с детьми раннего возраста по формированию речи условно может быть разделена на этапы:
- развитие мотивации (потребности, стремления, побуждения к говорению и речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить речь;
- расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи.
В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:
— развития понимания обращенной речи;
— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;
— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;
— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;
— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;
— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;
— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;
— совершенствования звуковой стороны речи.
Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.
Учитель-логопед первой категории Гайдук Татьяна Николаевна