Логопедический центр

Профилактика нарушений письменной речи

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) – довольно распространенные виды речевой патологии у младших школьников. Они проявляются в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при письме и чтении, обусловленных недоразвитием высших психических функций, участвующих в данных процессах.

При дислексии могут наблюдаться замены и смешения звуков при чтении из-за неточного соотнесения звуков с соответствующими буквами, из-за нарушения формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, неусвоения букв; побуквенное чтение (нарушение слияния звуков в слоги и слова), искажения звукослоговой структуры слова (пропуски, добавления, перестановки звуков и слогов), замены слов, аграмматизм при чтении (ошибки согласования слов в роде, числе и падеже, изменения окончаний глаголов и существительных, употребление неправильных суффиксов и приставок) и нарушение понимания прочитанного.

При дисграфии распространены замены рукописных букв (графически сходных и букв, обозначающих фонетически сходные звуки), искажения звукобуквенной структуры слова (пропуски, добавления, перестановки звуков и слогов) и искажения структуры предложения (слитное написание слов и раздельное написание частей слова), аграмматизм на письме.

Перечисленные ниже нарушения устной речи могут привести к возникновению специфических ошибок письма и чтения у младших школьников:

— Неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

— Трудности произнесения длинных слов со сложной слоговой структурой.

— Слабо развитый фонематический слух, нарушение слуховой дифференциации, несформированность фонематических представлений.

— Несформированность зрительно-пространственных функций (зрительного восприятия и памяти, анализа и синтеза, нарушение ориентировки в пространстве). В речи это отражается в неправильном употреблении предлогов и наречий, передающих пространственно-временные отношения.

— Слабый уровень развития грамматического строя речи (умений словоизменять и словообразовывать новые слова), трудности установления языковых аналогий и грамматических обобщений.

—  Недостаточно развитая связная речь, нечеткость представления о структуре предложения и связях слов во фразе.

Именно поэтому очень важно для успешного овладения письменной речью, чтобы к началу школьного обучения дети имели правильное звукопроизношение, богатый словарный запас, хорошо ориентировались в схеме собственного тела и пространстве, различая левую и правую стороны, умели задавать вопросы и отвечать на них полными развернутыми предложениями, различали на слух близкие по звучанию и артикуляционному укладу согласные звуки (звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, л-р, с-ц и т.д.), умели выделить гласные звуки в слове (из 1-2 слогов), определить наличие/отсутствие звука в названном слове, подобрать слово, начинающееся на заданный звук, составить слово из нескольких последовательно услышанных звуков (к,о,т –кот, р,у,к,а – рука). Необходимо учить детей сравнивать зрительно похожие предметы и изображения, отличающиеся отдельными элементами или их расположением в пространстве.

Специалисты центра «Логопед и Я» предлагают на своих занятиях следующие игры и упражнения для профилактики нарушений письменной речи:

  1. «Придумай, о чем может идти речь».

Логопед предлагает ребенку придумать и сказать, о чем может идти речь, если в предложении (тексте), например, есть слова МАЛЬЧИК и ШИШКА. Варианты ответов:

О том, как мальчик играл с шишкой;

Как шишка упала на мальчика;

Как мальчика засыпало шишками;

Как мальчик наступил на шишку;

Как мальчику подарили шишку;

Как мальчик сделал поделку из шишек и т.д.

В игре идет развитие связной речи и отрабатывается словоизменение слов.

  1. «Реши примеры»

Какая буква получится, если к мягкому знаку Ь прибавить палочку I ?

Ь +  I = Ы             Ж – I = Х

Л + — = А               В – I = З

I- +O =Ю              Щ – L = Ц

Вариант упражнения – реконструирование («переделка») одной буквы в другую. Например: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы Щ получить букву Ш? А как можно переделать букву Р в Ф?» Упражнение направлено на различение оптически сходных букв.

Варианты «переделки» печатных букв:

Ы-> Ь-> Ъ-> Б-> В-> З       Т-> Г-> П-> Н-> И         Ж-> Х-> К

  1. «Различаем звуки»

Логопед предлагает ребёнку ряд картинок (8-12 штук), в названии которых есть похожие звуки, которые ребенок путает, например, [с] и [ш]. Нужно разложить картинки на 2 группы: 1) со звуком [с]; 2) со звуком [ш]:

Шмель, машина, сосиска, лиса, старушка, пылесос, шишка, шалаш, лось, собака, солнышко, заяц.

Можно называть ребёнку слова, а он будет поднимать табличку с соответствующей буквой (С или Ш). Обязательно нужно включить в ряд слов (картинок) «проблемные» слова (картинки): где встречаются оба заданных звука (старушка, солнышко), где нет ни одного заданного звука (заяц) либо есть парный мягкий вариант одного из звуков (лось).

  1. «Сделай, не ошибись»

Взрослый предлагает ребенку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения (перед – за(сзади), выше – ниже, слева – справа, между и т.д.).

Положи мяч между куклой и мишкой. Куда ты положил мяч? Где кукла? Где мишка? Кто справа от мяча? И т.д.

Нарисуй круг. Над кругом поставь крестик. Слева от крестика нарисуй треугольник. Где крестик? Где круг? Где треугольник?

Встань так, чтобы дверь была слева (справа, сзади, перед) от тебя. Где дверь?

  1. «Найди отличия»

Ребенку предлагаются похожие парные картинки, между которыми есть малозаметные отличия, которые он должен найти.

Учитель-логопед Гайдук Татьяна Николаевна


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ