Логопедический центр

Поговорим о связной речи

Оценивая состояние речи детей, родители и логопеды обращают внимание не только на словарный запас, правильность произношения звуков, грамотное употребление различных форм слов, но и обязательно на умение ребенка последовательно, логично и развернуто высказывать свои мысли, составляя предложения и рассказы, иными словами, на уровень развития СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Хорошо развитая связная речь говорит о высоком уровне развития психических процессов ребенка (восприятия, памяти, мышления, воображения), о сформированности пространственно-временных представлений, достаточном уровне знаний и представлений об окружающей действительности, умении устанавливать причинно-следственные связи. Дети с хорошо развитой связной речью легче овладевают чтением, быстрее понимают условия математических задач, хорошо запоминают стихи и не испытывают трудностей при пересказах, написании изложений и сочинений в школе.

Предложенные ниже задания направлены на развитие связной речи детей 5-7-летнего возраста.

  1. «Исправь ошибку»: найти и подробно объяснить, в чём ошибочность данного высказывания.

Лев слабее кошки. (Нет, кошка слабее льва, а лев сильнее кошки).

Муравейник выше дома. (Нет, муравейник ниже дома, а дом выше муравейника).

У Пети машинок больше, чем игрушек.

Птицы живут в норах.

  1. «Составь предложение»: объединить отдельно названные 4-8 слов в предложения.

Заяц, Дима, играть, с. (Дима играет с зайцем.)  Стол, Аня, на, ставить, чашка, аккуратно. (Аня аккуратно поставила чашку на стол.)  Ехать, Оля, быстрый, мама, поезд, маленький, на. (Мама с маленькой Олей ехали на быстром поезде.)

  1. «Почему и для чего?»: к началу каждой фразы подобрать 2-3 возможных варианта её продолжения, используя союзы потому что и чтобы.

Мама подошла к телефону, потому что он зазвонил (хотела его выключить на ночь, услышала звонок).

Мама подошла к телефону, чтобы ответить на звонок (поболтать с подругой, поставить его на зарядку).

Папа купил цветы, потому что у мамы был праздник (у него было хорошее настроение).

Папа купил цветы, чтобы поздравить маму с праздником (подарить их маме, порадовать маму).

Вова взял собаку за поводок, потому что… чтобы…

Строители привезли кирпич, потому что… чтобы…

  1. «Что это значит?»: на основании двух прослушанных фраз ребенок должен сделать самостоятельный вывод-умозаключение.

Все животные в зоопарке живут в клетках. Обезьяна – это животное зоопарка. Значит…

Все продукты продают в магазине. Маме нужно молоко. Значит…

Всем цветам нужна вода. Ира долго не поливала цветы. Значит…

  1. «Перевёрнутые предложения»: прослушать предложения из 4-8 слов и восстановить логику событий.

Стул сидит на Ване. Шоссе едет по длинной машине. Разноцветная бумага рисует белым Колей на карандашах. Усатая щука поймала зубастую удочку рыбаком.

  1. «Для чего предмет»: назвать как можно больше функций одного предмета.

Ложка нужна, чтобы кушать суп. Она годится для размешивания сахара в чае, ложкой можно отмерять и насыпать соль и приправы в блюда, деревянные ложки используют как музыкальный инструмент.

Газета нужна для чтения, чтобы узнать прогноз погоды, новости и время показа любимых передач. Её используют как обёртку (упаковку) для предметов, для разжигания костра, вместо скатерти, как веер в жару и как материал для поделок (оригами).

Для чего нужны ножницы, карандаш, ящик, бревно, зеркало, стеклянная банка и т.д.?

 

  1. «Нелепицы»: рассмотрев сюжетную картинку, найти допущенные художником ошибки и подробно объяснить их.


Снеговика нельзя слепить летом, потому что нет снега (он растает). Снеговика можно слепить только зимой.

Подарки не растут на деревьях. Их покупают в магазинах. И т.д.

  1. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»: ребенку предлагают 3-5 отдельных сюжетных картинок, которые нужно последовательно разложить, чтобы получилась история. Затем самостоятельно или по наводящим вопросам взрослого ребенок придумывает рассказ по заданным картинкам.

Про кого будет наша история?

Куда и зачем осенью отправился мальчик (Саша)?

Для чего Саше понадобилась корзина?

Кто подкрался к корзине, полной яблок?

Почему Саша не заметил ёжика?

Куда исчезли яблоки из корзины?

Для чего ёжику понадобились яблоки?

Почему Саша удивился?

Более простой вариант работы – пересказ прослушанного текста по наводящим вопросам или с опорой на серию сюжетных картинок.

Учитель-логопед первой категории

Гайдук Татьяна Николаевна

 


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ