Логопедический центр

Подготовка к школе: дань моде или необходимость?

Уровень развития речи детей 6-7 лет, поступающих в школу, далеко не одинаков и имеет свои особенности у каждого ребенка. У многих будущих первоклассников есть проблемы со звукопроизношением, недостаточно развита связная речь, отмечаются трудности произнесения многосложных слов, ошибки при употреблении падежных окончаний и предлогов в речи, слабо развиты навыки словообразования и звукового анализа слов, недостаточно богатый и точный словарный запас.

В некоторых случаях речевые проблемы незаметны для родителей и могут быть выявлены только специалистом, в других – ярко выражены, но часто приходится сталкиваться с ситуацией бездействия родителей, не считающих имеющиеся у их ребенка речевые нарушения препятствием к успешному школьному обучению. Зачастую родители не видят необходимости в систематических логопедических занятиях до школы, которые помогут исправить выявленные проблемы и подготовить ребенка к дальнейшему обучению. Однако, роль таких занятий невероятно велика.

Сегодня в статье мы поговорим о неблагоприятных факторах развития ребенка, которые являются причинами возникновения проблем в школьном обучении, а также расскажем, к каким именно проблемам в обучении эти факторы могут привести.

К неблагоприятным факторам можно отнести:

— раннее развитие ребенка протекало с задержкой моторного и речевого развития;

— общая соматическая ослабленность организма, вызванная длительными заболеваниями;

— эмоциональная незрелость, неспособность к целенаправленному длительному волевому усилию; снижение внимания, памяти и работоспособности;

— в семье говорят на двух и более языках;

— нарушения в работе одного из анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного или двигательного;

— несформированность пространственных и временных представлений;

— нарушение мелкой моторики;

— ребенок переученный правша;

— различные речевые нарушения (дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия, общее недоразвитие речи и т.д.), при которых нарушается как звукопроизношение, так и другие компоненты и стороны речи (слоговая структура, лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, связная речь, темпо-ритмический и мелодико-интонационный компоненты).

В ситуации наличия одного или нескольких неблагоприятных факторов и отсутствия целенаправленной систематической логопедической работы по подготовке к школе, у ребенка в дальнейшем могут возникнуть проблемы в математике, чтении и письме и значительно осложниться процесс адаптации к школе и коллективу.

Так, например, нарушения звукопроизношения могут проявляться аналогичными ошибками на письме и чтении: заменами букв, соответствующих сходным по артикуляции звукам; пропусками букв, соответствующих нарушенным звукам; нарушением понимания прочитанного из-за смешения значения близких по звучанию (произношению) слов (пожал-пожар, кости-гости, чаша-чаща, коза-кожа).

Нарушения фонематического слуха и слоговой структуры значительно затрудняет процесс овладения чтением. Ребенок застревает на этапе побуквенного называния (перечисления) входящих в состав слова букв, медленно осваивает слияние букв в слоги и послоговое чтение, повторяет уже прочитанное несколько раз, долго не может перейти к чтению целым словом из-за недоразвития синтетических операций. Теряется скорость чтения, выразительность, страдает понимание смысла прочитанного, неправильно ставится ударение в словах. Вторично нарушается общий процесс обучения: медленное и ошибочное чтение не дает возможности понимать смысл прочитанных заданий, условий задачи и, соответственно, их выполнять и решать. Неправильно прочитанные слова ребенок записывает в тетрадь с аналогичными ошибками. Кроме замен и пропусков букв на письме появляются перестановки и пропуски слогов, их повторы, связанные с несформированностью операций фонематического и слогового анализа. Дети плохо понимают принципы переноса слов и допускают ошибки из-за нарушения слогоделения.

Бедный и неточный словарный запас обусловливает трудности подбора однокоренных слов и их ошибочный выбор при проверке написания безударных гласных и парных звонких-глухих согласных. Например, слово лиса ребенок может проверить словом лес и написать лЕса. Из-за неумения подбирать однокоренные слова, выделить корень возникают ошибки при разборе слов по составу. При чтении бедность и неточность словаря проявляется в нарушении понимания смысла пословиц и поговорок, морали басен, непонимании переносного смысла выражений «золотые руки», «холодное сердце». Пересказы прочитанного бедны по содержанию, присутствует постоянная повторяемость лексики, неточное употребление слов по значению.

Нарушения грамматического строя речи на письме и чтении проявляются неправильными падежными окончаниями слов, угадывающим характером чтения, ошибочным употреблением предлогов, приставок и суффиксов, нарушением согласования слов в роде и числе. Так, ребенок может написать: «Заглянула солнце из туч. Она яркая». При решении задач: «У Пети на один яблоко и две груш больше, чем у Оли». Недостатки словообразования и ошибки употребления предлогов затрудняют на математике установление причинно-следственных связей, необходимых для решения задач, и формируют сложности понимания выражений «больше на…», «меньше в…раз», необходимых для сравнения чисел.

Детям со слабо развитой связной речью сложно даются рассказы, пересказы, изложения, составление планов текста, выделение главной мысли прослушанного и прочитанного, определение последовательности арифметических действий в задачах. На письме часто нарушаются границы предложений, встречается слитное написание слов и раздельное написание частей одного слова, сложно дается понятие грамматической основы и однородных членов предложения.

При нарушениях мелкой моторики и нарушениях в работе зрительного и двигательного анализаторов дети медленно усваивают связь между звуком – буквой – графическим обозначением в тетради, путают оптически сходные буквы и цифры при чтении и письме, пишут буквы или их элементы зеркально, дописывают лишние элементы, не соблюдают строку на письме. При чтении теряют строку, возвращаются к уже прочитанному, большие сложности вызывает чтение рукописного материала. Снижается скорость чтения и понимание прочитанного.

Школьные проблемы, возникающие при нарушении ориентировки в пространстве и времени, во многом схожи с выше описанными трудностями и ошибками письменной речи. Кроме того, нарушение ориентировки в пространстве на математике проявляется трудностями установления последовательности чисел в цифровом ряду и определения соседей числа, усвоения состава числа, неправильным определением последовательности действий в задачах и выполнения счетных операций. Тяжело усваиваются математические символы «больше» и «меньше», «плюс» и «минус». Нарушается последовательность написания букв в многосложных словах, могут пропускаться слоги и целые слова в предложениях.

Исходя из описанного, следует вывод: при наличии любого из неблагоприятных факторов в развитии ребенка родителям необходимо как можно раньше обратиться за помощью к логопеду, чтобы определить уровень готовности дошкольника к обучению и при необходимости пройти курс занятий по подготовке к школе.

Центр «Логопед и Я» приглашает родителей будущих первоклассников на консультацию к логопеду. На базе центра проходят экспресс курсы по подготовке к школе. Давайте вместе поможем детям найти дорогу в интересную и успешную школьную жизнь!

Учитель-логопед Гайдук Татьяна Николаевна


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ