Логопедический центр

Общаемся с ребенком правильно

Овладение родным языком и основами словоизменения начинается с общения в семье. И от того, как строят своё общение с детьми родители, зависит грамотность и красота детской речи.

Познакомить ребенка с разными падежными формами слов и научить самого изменять слова будет легче, если родители, спрашивая о словах-предметах (существительных), чаще будут использовать вопросы не именительного падежа (Кто? Что?), а вопросы других косвенных падежей (Кого? Кому? С кем? Чем? О чем?).

Например, ожидая с работы папу, мама может спросить у 2-3-летнего малыша: «Кто сейчас придёт домой?» — «Папа».

Использование же мамой вопросов, приведенных ниже, заставит малыша изменить данное слово:

«Кого мы ждём с работы?» — «Папу». 

«Кому мы откроем входную дверь?» — «Папе».

«С кем мы сейчас поздороваемся?» — «С папой».

Предлагая (показывая) ребенку игрушку, например, зайца, спрашивайте не «Кто у меня в руках? (Кто это?)», а используйте следующие варианты:

«Кого я тебе даю?» — «Зайца».

«Кому нужна морковка?» — «Зайцу».

«О ком ты сейчас позаботишься?» — «0 зайце».

«С кем ты будешь играть?» — «С зайцем».

 

Ввести в речь ребенка предлоги поможет активное использование предлогов самими родителями. Говоря о положении предметов в пространстве, старайтесь не пользоваться словами ТУТ, ТАМ, ЗДЕСЬ («Смотри, здесь машины. Твой мячик там. Поставь чашку тут»), а замените их на предлоги («Смотри, на дороге машины. Твой мячик под столом. Поставь чашку в шкафчик»).

 

Правильно использовать числительные в роде и падеже будут дети, родители которых обучали их счёту с использованием слова-предмета.

«Давай посчитаем с тобой картинки: одна картинка, две картинки, три картинки, четыре картинки, пять картинок.

А теперь кубики: один кубик, два кубика, три кубика, четыре кубика, пять кубиков.

А теперь колеса у машины: одно колесо, два колеса, три колеса, четыре колеса.

 А теперь ножницы у парикмахера: одни ножницы, двое ножниц, трое ножниц» и т.д.

 

Задавая вопрос о количестве предметов, просите ребенка давать полный ответ.

«Сколько конфет ты съел?» — «Одну конфету. Две конфеты. Пять конфет» (а не «одну, две, пять»).

Словарь детей будет точным (т.е. дети будут различать и верно использовать в общении слова, близкие по внешним признакам (большой – взрослый, шапка – кепка) и функциональному назначению (рубить – пилить), если родители с раннего детства будут различать по значению эти слова в своей речи.

«Смотри, какой острый клюв у аиста. А у слона длинный хобот. А у малыша курносый нос».

«Принеси мне толстую книгу. Это дерево высокое.        У Кати длинное платье. Мы живём в большом городе».

         Правильная постановка вопроса взрослым про цвет, форму, величину (другой признак) предмета научит ребенка согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе. Нужно спрашивать малыша:

«Какой по цвету лимон?» – «Желтый».

«Какая по цвету репа?» — «Желтая».

«Какое по цвету это яблоко?» — «Желтое».

«Какие по цвету маленькие цыплята?» — «Желтые».

 

Если же спрашивать «какого цвета лимон, репа, яблоко и цыплята», то ответ будет «желтого», без использования рода и числа предметов.

«Какой по форме мяч?» – «Круглый».

«Какая по форме тарелка? – «Круглая».

«Какое по форме солнце?» — «Круглое».

«Какие по форме яблоки?» — «Круглые».

Если же спрашивать «какой формы мяч, тарелка, яблоки и солнце», то ответ будет «круглой», без использования рода и числа предметов.

Использование этих простых рекомендаций в общении с вашим малышом – залог правильной и красивой детской речи.

Автор: учитель-логопед первой категории Гайдук Татьяна Николаевна

 

 


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ