Логопедический центр

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ВОЗРАСТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ?

Одной из наиболее распространенных причин для обращения родителей к логопеду является неправильное произношение звуков ребенком. Задача специалиста – разобраться, имеют ли место возрастные особенности развития детской речи или это нарушение речи – дислалия, требующее специальных логопедических занятий для ее устранения. Дислалия – нарушение произношения одного или нескольких звуков или нескольких групп звуков. У пациентов с дислалией всегда нормальный слух и сохранная иннервация речевого аппарата.

Чаще встречается дислалия у детей, реже у подростков и взрослых. Обычно нарушается произношение следующих артикуляционных групп звуков: свистящих (С, З, Ц), шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорных (Р, Л, Й), реже заднеязычных (К, Г, Х) или переднеязычных (Т, Д). При условии систематических занятий, активном участии родителей в коррекционном процессе, использовании современных методов логопедического воздействия дислалия успешно поддается коррекции.

Дислалия проявляется следующими видами нарушения звукопроизношения:

— пропуск звуков – звук «выпадает» из начала, середины или конца слова, звука нет (.опата, го.убь, пена.);

— замена звуков – постоянное замещение одного звука другим звуком родного языка во всех формах речи, обусловленное неразличением заменяемого звука и его «заместителя» по их произносительным или слуховым характеристикам (Р на Л, К на Т, Ш на С: Сапка, коСка, малыС.  МаСа идет в Сколу);

— смешение звуков – звуки то произносятся верно в простых формах речи (слогах, словах), то ошибочно — смешиваются (путаются ребенком, взаимозаменяются) в его речевых высказываниях (пуШиШтая коСка, СуШтрый малыш);

— искажение звуков – вместо необходимого звука используется ненормированный звук, отсутствующий в системе родного языка (горловой Р, межзубный С, боковой Ш).

С учетом количества нарушенных звуков выделяют простую и сложную формы дислалии. При простой нарушено произношение одного-трех звуков, при сложной – более четырех звуков ребенок произносит неверно. Если нарушенные звуки относятся к одной артикуляционной группе (С, Сь, З, Зь, Ц – свистящие) – дислалия мономорфная, если одновременно страдает произношение звуков из нескольких артикуляционных групп (Ч, Щ – шипящие и Л, Р, РЬ – сонорные), то это полиморфная дислалия.

Причинами формирования неправильного произношения являются дефекты строения артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка или верхней губы, высокое готическое небо или низкое плоское верхнее небо,  аномалии прикуса, строения и расположения зубных рядов (щели, редкие зубы), несмыкание губ, толстые малоподвижные губы, патологически большой или, наоборот, слишком маленький язык). При отклонении в строении речевого аппарата речь идет о наличии механической формы дислалии.

Функциональная дислалия обусловлена преимущественно социальными факторами и часто связана с особенностями речевого воспитания ребенка. Речь взрослых – безусловный образец для подражания, поэтому нечеткая речь окружающих, подражание детскому лепету, сюсюканье взрослым с малышом, воспитание в условиях двуязычия в семье, неблагоприятное окружение, ограничение сферы общения, задержка речевого развития, отсутствие контроля за речью ребенка и игнорирование ошибок в детском произношении могут спровоцировать формирование неправильных артикуляционных укладов звуков, недоразвитие слухового восприятия и различения фонем, что приведет к возникновению нарушений звукопроизношения у дошкольников.

Следует отдельно сказать о такой возрастной форме нарушения звукопроизношения как физиологическая дислалия. Сюда относят те особенности звукопроизношения, которые являются нормой для определенного возрастного этапа и естественно возникают у большинства детей в процессе овладения произносительной системой родного языка. В основе физиологической формы дислалии (возрастного непроизношения звуков) лежит недостаточная возрастная подвижность артикуляционных органов и слабость слухового различения фонем, что успешно корректируется по мере взросления ребенка к 4-5 годам.

Так, например, возрастной нормой для детей до 3 лет является смягченное произношение звуков (сянки, зяйка, типленок), до 4 лет допускается замена шипящих звуков свистящими (сапка, зук, тяйник), до 5 лет пропуск или замена звуков Л и Р (.ожка, лакета). Возрастные нарушения звукопроизношения проявляются заменами, пропусками и смешениями звуков и допустимы в речи дошкольника до 4-5 лет. Искаженное произношение звуков на любом этапе речевого развития не является возрастной нормой и требует обязательных логопедических занятий.

При дислалии отмечается несформированность произносительных или акустических признаков звуков и имеет место разный характер нарушения произношения: фонетический дефект (искажение звуков) или фонологический (замены и смешения звуков). Учитывая характер дефекта, выделяют следующие виды дислалии: артикуляторно-фонетическую, артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую.

Определение вида дислалии очень важно для выбора приемов и методов коррекции речевого нарушения. Эффективность логопедического воздействия зависит и от возраста, в котором начата коррекционная работа: желательно исправить нарушения звукопроизношения до поступления в школу, чтобы недостатки произношения звуков не оказывали влияния на овладение письменной речью.

Использование игровых методов в логопедической работе с дошкольниками значительно повышает интерес ребенка к обучению и помогает достичь положительных результатов в более короткие сроки.

Учитель-логопед Гайдук Т.Н.


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ