«Мо-то-лок» и «ско-ро-во-да» или как научиться произносить длинные слова
С момента рождения ребенка до поступления в школу его речь непрерывно развивается и изменяется в количественном и качественном отношении. Одной из составляющих развития детской речи является формирование слоговой структуры слов, которое проходит по следующим этапам:
1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.
|
дети чаще повторяют один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога (би-би, ку-ку); |
1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес.
|
называются 2-сложные слова, а в словах из 3-х слогов часто опускается один из слогов (собака -бака , колесо — косо); |
1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес.
|
в 3-сложных словах редко пропускается предударный слог (сапоги – поги), может сокращаться количество слогов в словах из 4-х слогов (магазин – газин, мазин); |
2 г. 1 мес. – 2 г. 3 мес.
|
В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки (захватила – хватила); |
2 г. 3 мес. – 3 г.
|
Структура слова нарушается редко, преимущественно в малознакомых словах. |
В норме к трем годам детям становится доступным произнесение слов различной слоговой структуры. В случаях же речевых нарушений трудности в произношении слов сложного слогового состава (нарушение количества и порядка слогов в слове, пропуски и добавления новых слогов и звуков, уподобления слогов) не исчезают к 3 годам, а приобретают ярко выраженный, стойкий характер и в дальнейшем могут привести в школьном возрасте к возникновению дисграфии и дислексии — нарушений письменной речи (см. http://logoped-tut.by/profilaktika-narusheniy-pismennoy-rechi/ ).
Поэтому работа по формированию правильной слоговой структуры слов должна начинаться как можно раньше и включать задания, ориентированные на развитие пространственно-временных представлений, чувства ритма, концентрации слухового внимания и памяти, двигательных и речедвигательных умений и счетных навыков.
Для работы по данным направлениям в домашних условиях родители могут воспользоваться следующими видами упражнений:
- «Чуткое ухо»:
— определить звучащий предмет и место его расположения в пространстве (звенящий колокольчик, вибрирующий телефон, льющаяся вода, капающий дождь, летящий вертолёт, гудящая машина);
— положить столько картинок с предметами, сколько звуков было услышано;
Например, ребенок слышит мычание, тиканье, барабанную дробь. Соответственно из картинок выбирает и последовательно кладёт корову, часы и барабан.
— найти «лишний» или «потерянный» звук.
Перед ребенком лежат 4 картинки с предметами. Взрослый «озвучивает» только 3 из них. Надо найти лишний (не прозвучавший) предмет и озвучить его в последовательной цепочке с другими предметами. Или картинки три, а озвучено взрослым 4 предмета. Надо выбрать из дополнительных картинок недостающий предмет и найти его место в соответствии с последовательно услышанными звуками.
- «Делай, как я»:
— попеременно под разную музыку маршировать – бегать – ходить – прыгать;
Изменение темпа и ритма музыки вызывает изменение темпа движения.
— взрослый предлагает ребенку запомнить (по образцу) и последовательно выполнить серии из 3-4 движений несколько раз подряд (хлопнуть – топнуть — покружиться; руки вниз — на пояс — на плечи — вверх, присесть – встать на носки – наклониться);
— выполнение серий движений руками (левой, правой, обеими) и фигурок из пальцев по образцу, по инструкции или под счёт: солнце (растопыренные пальцы ладоней) – тучка (кулак) – дождик (постукивание по столу подушечками пальцев). Или поочередно фигурки из пальцев зайца – козы – петуха;
— выполнение серий мимических движений: нахмуриться – улыбнуться – удивиться;
— выполнение серий артикуляционных упражнений: качели – часики – футбол, горка – лопатка – чашечка – иголочка (см. http://logoped-tut.by/igrovaya-gimnastika-dlya-yazyichka/).
- «Азбука Морзе»:
Для усвоения ритмической структуры слов детям предлагают различные способы воспроизведения ритма:
— отстукивание по столу, барабану, бубну, ксилофону или мячом об пол, отхлопывание в ладоши и по коленям заданное число раз (по инструкции или по образцу. Можно также прыгать или щелкать языком/пальцами;
— отстукивание или отхлопывание на один раз больше или меньше заданного образца;
— воспроизведение одного и того же ритмического рисунка разными способами (и отхлопать, и попрыгать и отстучать разными способами с использованием разных музыкальных инструментов);
— модуляции ритмов по высоте (громче-тише) и длительности: Xxxx, xXxx, xxXx, xXxX;
— воспроизведение ритмов подряд и с паузацией: тук – тук-тук – тук-тук-тук (X – XX – XXX).
- «Что сначала, что потом»:
Пространственно-временные представления важны для усвоения детьми последовательности звуков и слогов в словах разной слоговой структуры. Дети должны научиться ориентироваться в понятиях: начало – середина – конец; первый – следующий – последний; перед (до) – после (за).
— раскладывание серий сюжетных картинок;
— установление логической последовательности между картинками (курица – яйцо – треснувшие скорлупки – цыпленок; голая ветка – ветка с почками – ветка с цветами – ветка с яблоками; младенец – малыш – школьник – взрослый);
— выкладывание картинок в ряд, выстраивание игрушек в столбик по инструкции взрослого, «заселение» картинок в домик.
Сначала положи шарик, в последний квадрат-домик посели неваляшку. В середине будет жить пирамидка. Перед пирамидкой положи барабан, за ней – мяч. Следующая за мячом картинка – мишка. Между мишкой и неваляшкой — ведро. Над мячом – машина, перед машиной юла.
Параллельно с работой родителей по данным направлениям логопед ведет словесную работу по овладению речевым материалом различной сложности с целью непосредственной коррекции дефектов слоговой структуры слов.
Автор: учитель-логопед первой категории Гайдук Татьяна Николаевна