Логопедический центр

Консультация для родителей.

«Речь ребёнка — повод для беспокойства».
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребёнок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины том могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы. Задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребёнку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема ещё не приобрела серьёзных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет её устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно. Что же должны знать родители о речевом развитии ребёнка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребёнок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребёнком, если вы видите, что он отстаёт от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдёт «само собой», «когда-нибудь он научится говорить»?
Если ребёнок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это вызывает тревогу родителей, и они обращаются к логопеду. Ну а если ребёнок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими, имеют нарушения ритма и темпа речи – говорят захлёбываясь, очень быстро, или наоборот, тянут слова и т.д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять».
Конечно, на ранних этапах развития артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки речи. Однако это можно считать нормой для детей не старше 2-2,5 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у более старших детей и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким-либо расстройством.
В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно устраняются. Если родители будут знать, что является отклонением от правильного развития речи, это поможет им вовремя обратиться к специалистам.

Речевые проблемы — это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребёнок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребёнок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трёх-четырёх слов, простые и сложносочинённые.
Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребёнка.

Этапы речевого развития ребёнка.
4 месяца. Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно в сочетании с согласным «г» (гулит).
8 месяцев. Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.
10 месяцев. Произносит серии одинаковых слогов:»дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет).
1 год 2 месяца. Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба», «дя» и т.п. Реагирует на своё имя.
1 год 6 месяцев. «Говорит на своём языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и у других.
1 год 8 месяцев. Активно произносит двухсложные слова: «тетя», «кися» и т.п. Стремительно растёт словарный запас.
1 год 10 месяцев. Произносит двухсложные слова и два слога из трехсложных слов («синя» — машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
2 года — 2 года 2 месяца. Говорит словосочетания:»мама Лена». Строит предложения из двух слов:»мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова.
Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении «орудийности» действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке».
2 года 2 месяца — 2 года 6 месяцев. Произносит простые предложения из трёх — четырёх слов. Сложносочинённые предложения: «это мой большой
мишка». Начинает употреблять в речи предлоги.
3 года. Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчинённые предложения: «когда папа придёт с работы, мы пойдём гулять». Ребёнок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трёх лет». Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей — проявить терпение и понимание.
4 года. В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
5 лет. В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный).Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
6 лет. Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идёт пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребёнок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Особенности развития общения с ребёнком.
Родителям чётко надо усвоить простую истину: ребёнка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он ещё не научился вам отвечать. Помните — он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка.
За каждым из этапов развития детской речи стоит большая работа и самого ребёнка, и окружающих его взрослых людей: ведь совсем не просто научиться произносить слова, которые слышишь! Нужно правильно повторять их за взрослыми — и в этом помогает чрезвычайно сильно развитый у маленьких детей рефлекс подражания — недаром говорят о малышах: «Это такие обезьянки!» Но мало только повторить слово — нужно тренироваться в его произношении. И ребёнок неустанно повторяет: «Мам-ма! мам-ма!» Слушая годовалых детей, мы удивляемся, как это им не надоедает столько раз подряд повторять одно и то же слово?! Здесь детям помогает другой рефлекс — игровой. Многократное повторение слогов и слов — очень увлекательное занятие для малышей, особенно если их кто-нибудь слушает! Нужно сказать, что ребёнок нуждается в аудитории на всех этапах развития речи, но на самых ранних он совсем не может обойтись без неё, и если никто не обращает внимания на малыша, то он умолкает. Вот почему взрослые должны время от времени подойти к ребёнку, поговорить с ним, послушать его и показать, что слушают с удовольствием.
Первые слова детей имеют широкое обобщённое значение. Это очень примитивное обобщение, возникающее вследствие того, что ребёнок ещё плохо различает те предметы, которые называет этим словом. Годовалый ребёнок словом «ко» обозначает молоко, чашку, нагрудник, который ему надевали при кормлении, а словом «ням-ням» — всякую еду и посуду, из которой его кормят, т. е. все, что имеет для него пищевое подкрепление. Эти же слова являются пока названием не только такой недифференцированной группы предметов, но и названием действий, которые с ними производят («ням-ням» — дайте поесть; увидев ребенка, который что-то жуёт: «ням-ням!» — «ест»).
В этот период очень важно давать ребёнку правильные образцы для подражания. Если малыш слышит речь плохую по артикуляции, грамматически неправильную, то он будет её усваивать в таком виде, у него будет речь с такими же дефектами.
Второй год можно назвать «спрашивай — отвечаем».
Два основных направления сейчас — это разговор самого малыша и то, что он понимает. В начале второго года ребёнок говорит ещё очень мало, но понимает практически все. Он произносит первые слова, которые начинаются на согласные — «б» (баба), «к» (киса), «д» (деда) и т. д. Часто произносит только первую часть слова, но уже твёрдо может выразить своё недовольство словом «нет». Для того чтобы интерес к речи у ребёнка не угасал, продолжайте называть каждый предмет, который присутствует в повседневном его обиходе. Чаще совершайте совместные прогулки, называя те или иные предметы. Называйте то, что больше всего интересует малыша; если он покажет на жука, скажите ему: «Жук». И пусть он повторит: «Жу…» . Тогда согласитесь с ним и ответьте: «Да, это жук». Малыш почувствует, что правильно вас понял, и с большим усердием будет вторить, осваивая новые понятия. В этом возрасте ребёнок будет вторить не только вам, но и различным звукам. Малыш будет передразнивать животных и машины, звуки телевизора и радио. Внимательно отнеситесь к жестам своего ребёнка, ему необходимо вам многое сказать, и надо относиться к этому с уважением. Если же вы не будете реагировать на знаки, которые подаёт вам малыш, заработает «хныкалка». Ребёнок привыкнет, что только так он сможет привлечь ваше внимание.
В это же время ребёнок может выполнить односложные указания («Принеси печенье!», так как он уже понимает связь между словами и изображениями-образами.
В 15—18 месяцев ребёнок узнаёт всё больше слов. Новые слова он всё ещё произносит забавно и невнятно, а вот те слова, которые знал раньше, проговаривает хорошо. Малыш пробует произносить более сложные слова, а односложные складывает вместе: «бай-бай», «нет-нет». Он ухватывает суть разговора, даже если разговор не касается непосредственно его. Начинает произносить первые предложения: «Я пошёл», — и понимает вас даже без жестов. Теперь можете беседовать. Многие слова, которые произносились сотни раз, будут употребляться в беседах. Учите его названию имён и понятий, таких как «горячо», «больно», «холодно». Пойте вместе, или пусть малыш с вашей помощью жужжит, мяукает или «пикает». Рассматривайте и обсуждайте вместе картинки в книжках, тем самым расширяя кругозор ребёнка: «Птичка летит в небе, а рядом облака».Но не говорите слишком быстро и много, делайте паузы, чтобы ребёнок мог подумать и понять вашу речь. Разговаривая, смотрите в глаза ребёнку и обращайтесь к нему по имени. Не старайтесь особенно исправлять речь ребёнка, так как он накапливает информацию и экспериментирует со словами. Старайтесь, чтобы разговор приносил малышу радость, а не был предметом специальных занятий. Чем большее удовольствие ваш ребёнок будет получать от общения, тем лучше он научится говорить.
18—24 месяца — ни дня без нового слова. Малыш учится использовать слова в разных ситуациях и разучивает новые. Ребёнок понимает, что у каждого предмета есть своё название, и будет бесконечно спрашивать: «Что это?» . Отвечайте, насколько хватит терпения. Комментируйте занятия при одевании, еде. Малыш способен произносить вместе с вами глаголы. Также он знает, что каждый предмет имеет свои особенности, сообщайте ему и об этом. В это время малыш интересуется словами типа «вертолёт», «ящерица», т. е. сообщает вам трудные слова исковерканно. Это забавно. Учитесь понимать своего ребёнка, это ему необходимо. Играйте в игры «Назови части тела», «Назови этих людей». Малыш уже способен выражать радость, грусть возгласами и словами. Он готов обращаться к вам «мама», «папа». Может «приказывать», но это не является приказом. «Иди сюда», «Дай воды» — это никоим образом не означает, что малыш пытается установить своё главенство. Просто малыш ещё не умеет обращаться к людям вежливо, и ваша задача состоит в том, чтобы научить его этому.
Период в канун второго дня рождения ребёнка похож на окончание школы по языку младенца. Хотя предложения до сих пор телеграфные, но они уже полные: «Я хочу больше каши». Малыш способен полностью выполнить двусложные задания: «Иди на кухню, принеси мне хлеб». И, наконец, он способен выразить свои эмоции: «Мне весело!» или «Мне грустно», используя мимику и жесты.

Общие советы родителям.

1. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте.
2. Не сюсюкайте с ребёнком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно -ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.
3. Разговаривайте с ребёнком и на серьёзные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймёт. Просто малышу важно слышать различные слова, интонации.
4. Верьте, что некоторые, элементарные тексты, которые вы произносите, ребёнок понимает уже с первых месяцев жизни.
5. Чаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребёнок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей. При этом конечно соблюдайте правила безопасности, следите, чтобы ребёнка никто не заразил какой-нибудь болезнью, чтобы не пугался и т. д.
6. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становится в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.
7. Как можно раньше приучайте ребёнка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют! Чтобы ребёнок не отказывался от жевания, не надо заставлять его есть, даже молоко, потому что это вообще отбивает охоту кушать когда-либо, а особенно жевать и держать ложку самому.
8. Пойте ребёнку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и просто ваши любимые.
9. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Не обязательно читать детские стихи и сказки, подойдут даже ваши любимые журналы.
10. Ребёнку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.
11. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т.), хорошо, если будет в ней много стихов.
12. Играйте с ребёнком в пальчиковые игры.
13. Ближе к году начинайте заниматься рисованием, это хорошо развивает мелкую моторику, а она в свою очередь напрямую связана с речевым развитием.
14. Давайте малышу играть с мелкими предметами, конечно, строго под вашим присмотром, для развития моторики.
15. Как можно раньше начинайте учить ребёнка есть самостоятельно, что также очень полезно для развития мелкой моторики.
16. Если ребёнок уже неплохо ходит, можно научить его копать песок (снег) лопаткой, чуть позже лепить куличики.
17. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки – после года.
18. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребёнком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»
19. Предложите ребёнку около года и трёх-четырёх месяцев конструктор с крупными деталями, также для развития моторики.
20. Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.
Левакова Татьяна
Учитель-дефектолог высшей категории


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ