Логопедический центр

Комплекстный подход в коррекции речевых нарушений

Посещая логопедические занятия, дети постепенно овладевают правильным звукопроизношением, обучаются употреблению верных грамматических форм слов в своей речи, тренируются в составлении развернутых связных высказываний и использовании различных мелодико-интонационных компонентов речи в зависимости от ситуации. Наиболее сложным для детей является перенос полученных на занятиях новых знаний и умений в практику повседневной жизни, использование приобретенных навыков в ситуациях ежедневного общения дома, в саду (школе), на улице, постоянный самоконтроль за своей речью.

В центре «Логопед и Я» в группах выходного дня проводятся занятия по следующим направлениям:

Математика и логика

Развитие речи

Искусство и театр

Детский фитнес

Занятия с дефектологом.

Программа построена таким образом, что полученные на занятиях с дефектологом и на Развитии речи умения в дальнейшем закрепляются педагогами на Математике и логике, Детском фитнесе и на занятиях по Искусству и театру. Такой комплексный подход к коррекции речевых нарушений в различных видах деятельности значительно повышает эффективность логопедического воздействия, позволяет овладеть необходимыми речевыми навыками в более короткие сроки, способствует развитию у детей контроля за своей речью не только непосредственно на логопедических занятиях, но и применению новых знаний и умений в других   жизненных ситуациях и разнообразных видах деятельности.

Ниже приведены примеры, как на различных видах занятий педагоги центра реализуют задачи всестороннего развития речи.

МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА
Направление работы Пример задания Содержание работы по развитию речи
Порядковый счет предметов Посчитай, сколько помидоров и редисок выросло на грядке.

Найди среди предложенных и назови числа, состоящие из одинаковых цифр, расположи их в порядке возрастания:8,22, 6, 9, 2, 13, 20, 47, 12
Автоматизация звуков Р и Рь в словах (один помидор, два помидора, три помидора и т.д.)

Закрепление навыков:

-согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже (один помидор, два помидора, …, пять помидоров и т.д. Одна редиска, две редиски, …пять редисок);

 

 

— словообразования (два –двойка – двенадцать – двадцать – двадцать два).

Решение задач Леша выше Паши, но ниже Саши. Кто из мальчишек самый высокий, а кто ниже остальных? Автоматизация шипящих звуков и дифференциация свистящих – шипящих звуков в речи (Леша, Паша, Саша, мальчишки, самый высокий и т.д.)

Закрепление навыков словообразования сравнительных степеней сравнения прилагательных и наречий (высокий – выше –самый высокий; низкий – ниже – самый низкий).

Знакомство с фигурами Назови изображенные фигуры
Отработка слоговой структуры многосложных слов (треугольник, полукруг, прямоугольник)

Точность словаря (круг –полукруг – овал; квадрат – прямоугольник)

Закрепление навыков:

-согласования прилагательных с существительными в роде и падеже (желтый треугольник, оранжевый квадрат);

-использования в речи предлогов, передающих пространственно-временные отношения (под кругом полукруг, между кругом и треугольником квадрат).

Задания на соотнесение по -количеству

 

 

 

 

 

 -размеру

 

Чего много на картинке? Что одно?

Раскрась длинную ленту и короткий карандаш
Закрепление навыков:

-согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже (одна пирамидка, один мишка, одна неваляшка, три пирамидки);

 

образования родительного падежа множественного числа существительных (много игрушек, деревьев, автомобилей, цветов).

 

 

Точность словаря прилагательных (большой-маленький, длинный-короткий, толстый-тонкий, крупный-мелкий и т.д.)

 

ДЕТСКИЙ ФИТНЕС
Ходьба, бег, прыжки, маршировка под музыку В зависимости от характера, темпа и ритма музыки (быстрая – медленная, плавная-прерывистая) изменить темп, ритм и характер движений, а также темп и ритм произнесения речевого материала Работа над темпо-ритмической стороной речи, плавностью, интонацией и выразительностью, профилактика заикания (повторение и пропевание гласных звуков, слов, фраз, чистоговорок в различном темпе, с различной интонацией и высотой голоса)

Работа над речевым дыханием.

Упражнения с фитболом Подпрыгни на фитболе:

— столько раз, сколько звуков (слогов) в слове, которое я назову.

 

— каждый раз, как услышишь слово со звуком Р: лак, рак, рот, йод, иголка, Егорка, самовар, самосвал.

Развитие звукового анализа и закрепление навыков слогоделения

Отработка слов сложной слоговой структуры

Развитие фонематического слуха (выделение заданного звука из слова)

Гимнастика (выполнение различных упражнений на разные группы мышц по словесной инструкции) Ладонь правой руки поднять вверх, а кулак левой руки завести за спину. Поменять руки.

 

Присесть 2 раза, подняв вверх руки, затем 3 раза встать на носочки, руки вытянув вперед. Повторить 3 раза.

 

Наклониться (присесть, подпрыгнуть) столько раз, сколько слов в предложении.

Развитие понимания сложных предложно-падежных конструкций, логико-грамматических отношений

 

Дифференциация звуков (при приседании повторяется слог ча (2 раза), при вставании на носочки слог ща (3 раза))

 

 

Развитие языкового анализа Автоматизация поставленных звуков в связной речи (Собака съела свежее мясо.)

 

ИСКУССТВО И ТЕАТР
Лепка, аппликация,

рисование

 

Развитие планирующей функции речи в ходе выполнения творческого задания

Закрепление навыков:

— словоизменения глаголов по временам (я вырезал – я вырезаю – я буду вырезать (вырежу);

словообразования прилагательных и причастий от существительных и глаголов (усы – усатый, зеленые глаза – зеленоглазый, вырезанный, приклеенный, нарисованный);

-использования в речи предлогов и наречий, передающих пространственно-временные отношения (на шее, над мордочкой, под носом, слева от носа, выше-ниже и т.д.)

Автоматизация свистящих звуков в словах и словосочетаниях (нос, усы, глаза, зеленый, розовый, сердечко; зеленые глаза, розовый нос, нос сердечком)

Мимическая гимнастика

   
Поочередное выполнение перед зеркалом заданий с задействованием мимической и артикуляционной мускулатуры.

Покажи веселого (злого, удивленного, толстого,  уставшего) человека.

Развитие артикуляционной моторики, необходимой для правильного звукопроизношения

Закрепление артикуляции изучаемых звуков

Пальчиковый театр

  
Шел по парте человек,

Переставлял он ножки.

А если ножки поднял вверх,

Что получилось? Рожки.

***

Ли-ли-ли, пальчики по парте шли;

Ил-ил-ил, ты их в рожки превратил.

Указательный и средний пальцы правой руки как будто идут по парте (шагов столько, сколько слогов). Произнося последние строчки, поднять вверх 2 растопыренных пальца. Затем то же самое проделать левой рукой и двумя вместе. Повторить несколько раз.

Работа над темпо-ритмической стороной речи

Отработка слов сложной слоговой структуры и закрепление навыков деления на слоги

Автоматизация поставленных звуков Л,ЛЬ, Ш в словах, чистоговорках и стихах

Развитие фонематического слуха

 

Разыгрывание этюдов и сценок Показать загаданный предмет без помощи слов (кота, рака, машину, самолёт, трактор и т.д.) . После угадывания составить рассказ о предмете.
Работа над речевым дыханием

Составление связного повествования об изображаемом предмете

Автоматизация поставленных звуков в связной речи

Закрепление навыков словообразования глаголов и существительных (шшш –шипит, мяу – мяукает, тртр – тарахтит, ууу – гудит; летает –летчик, водит – водитель, трактор — тракторист).

Активизация, обогащение и уточнение словаря (домашнее животное, транспорт, лакает, клешни, кабина, салон, шасси).

 

Автор: учитель-логопед первой категории Гайдук Татьяна Николаевна


Информация от наших партнеров

ЛЕТО - 2016 ДЛЯ ВАС В ЦЕНТРЕ